Автор — Кэт Бугард
Я хорошо знаю послеобеденную лень, которая нападает на меня особенно часто в будние дни. Я сижу в рабочем кресле и мечтаю о том, чтобы вместо бессмысленно мигающего и действующего мне на нервы курсора на экране чудом появился хоть какой-то результат. Но чуда не происходит, и тогда я закрываю ноутбук и иду с ним в ближайшую кофейню, где нормально работает вайфай.
Как только я оказываюсь там, а рядом со мной материализуется чашка латте, я становлюсь суперсфокусированной. И за 2-3 часа делаю то, что обычно успеваю сделать за рабочий день.
Я называю это «эффект кофейни». Если у меня огромный список дел и дедлайн не за горами, меня можно найти в кофейне. Эта тактика всегда работала, но недавно я решила разобраться, почему.
Там ведь точно что-то большее, чем влияние кофеина, правда же? Итак, почему возможность сбежать от рабочей рутины повышает нашу мотивацию в разы?
Вы думаете, что успешны благодаря предсказуемости и системности? Забавно, но ученые, скорее всего, с вами не согласятся.
Это связано с тем, что человеческий мозг все время ищет что-то новое. Это как раз классический пример «синдрома отвлекающего объекта»: отдаете вы себе в этом отчет или нет, но ваши глаза постоянно сканируют окружение на предмет появления чего-нибудь нового и интересного. Это эволюционный механизм: вид хомо сапиенс перемещался по всему миру, что влекло за собой огромное количество рисков. Есть гипотеза, что именно поэтому людям свойственна любовь к новизне и поиску новых видов деятельности.
Если оставить в покое эволюцию, то мы знаем, что при столкновении с новым стимулом, который кажется нам интересным, в нашем мозге происходит выделение дофамина. Дофамин, известный как гормон хорошего настроения, раньше считался подкреплением сам по себе. Однако недавние исследования показали, что он скорее связан с мотивацией, а именно: дофамин вдохновляет нас на поиск подкрепления, а не является подкреплением сам по себе.
В чем подкрепление в нашем кофейном сценарии? Новое место — это как бы «чистый холст», который «зовет» к тому, чтобы энергично заняться вопросами, стоящими на повестке дня (ну или там стоит кусочек кекса, который может стать наградой за сделанное).
Работа над рутинными задачами в новой среде — это способ увеличить нейропластичность мозга. Когда мозг сталкивается с новыми стимулами, он отвечает на них образованием новых нейронных связей и новых механизмов выполнения задач. То, что вы более эффективно работаете в новом месте, — это заслуга вашего мозга, который видит привычные вещи под другим углом.
Нет необходимости говорить, что окружающая среда оказывает огромное влияние на количество новых стимулов, которыми вы напитаете свой мозг. Если вы работаете дома, то в момент, когда вы наконец вылезаете из пижамы и выходите на улицу, направляясь в кофейню, ваш мозг реагирует на новую среду и обеспечивает вашей мотивации «волшебный пинок».
Часто в вашем ежедневном распорядке появляются совершенно непродуктивные привычки. Вы работали на ноутбуке над важным проектом и внезапно провалились в черную дыру ютьюба. Эти привычки формируются незаметно, и иногда нужна смена обстановки, чтобы снова появилось вдохновение и закрепились новые привычки.
Невозможно постоянно находиться на пике продуктивности, поэтому места, где работают правильные привычки, могут очень пригодиться в моменты авралов. Например, так как я всегда продуктивно работаю в кофейне, мой мозг соединяет эту среду с повышенной эффективностью работы — и этот цикл повторяется каждый раз, когда я прихожу туда.
Однако в обратную сторону это тоже работает. Понаблюдайте, в каких ситуациях и местах ваша продуктивность повышается, и подумайте, как внедрить такие «катализаторы продуктивности» в свою обычную рабочую среду, — это актуально, если нет возможности выходить из офиса/дома.
Есть еще одна головоломка, которую я пытаюсь разгадать: я более продуктивно работаю в кафе, потому что изменяется моя среда? Или дело в намерении, которое стоит за этим изменением? Может быть, это именно намерение как следует поработать вдохновило меня на то, чтобы, наконец, сфокусироваться и серьезно заняться своим списком дел?
Оказывается, оба эти аспекта служат импульсом для возникновения мотивации. В своей книге «Эксперимент по намерению» Линн Мактаггарт рассказывает, что одного намерения иногда может быть достаточно. Она провела множество исследований, посвященных тому, как намерение может влиять на нашу жизнь, и обнаружила, что это очень значимый фактор.
Прежде чем вы откроете дверь кофейни, у вас в голове уже имеется мысль о том, что вы сейчас идете сюда, чтобы, наконец, сделать эту работу. И это очень сильно влияет на результат.
На первый взгляд может показаться странным, что кофейня вдруг станет тем самым фактором, благодаря которому ваша сфокусированность и мотивация взлетят до небес. В конце концов, идти в переполненное кафе, где бесконечно шумит кофемашина, а посетители разговаривают по телефону, звучит не очень логично. Однако, несмотря на все вышесказанное, это каждый раз работает, и теперь мы знаем, почему.
Так что, когда вы в следующий раз почувствуете, что с трудом прорываетесь сквозь свой список задач, подумайте, в какое новое место вы можете отправиться (и совершенно необязательно это должна быть кофейня), чтобы, наконец, с ним справиться. Скорее всего, вы удивитесь результатам.
Источник: Trello
Перевод с английского Анны Сучковой